Artlogics.ru Блог

Сборная доставка, догруз, пулинг – в чем разница?

Публикации
Не все компании перевозят товар крупными партиями. В некоторых случаях водителям приходится «возить воздух», то есть отправляться в рейс с небольшим объемом груза, и свободное пространство в кузове расходуется впустую. Особенно актуальна эта проблема для крупных поставщиков, которые доставляют грузы в регионы с небольшим спросом.

Чтобы улучшить уровень утилизации транспорта, компании прибегают к сборным доставкам, догрузу и пулингу. В этой статье мы расскажем об этих трех способах, а также отметим их преимущества и недостатки для сектора FMCG.

Сборная доставка


Сборная доставка позволяет нескольким компаниям-производителям отправить грузы в одном направлении и в одном автомобиле. Для этого их товары отправляются на склад консолидации. Как только товара накапливается достаточно, его грузят в крупнотоннажный автомобиль и везут на региональный склад, после чего отправляют в распределительные центры разных торговых сетей.

Несмотря на то, что сборные доставки обходятся компании заметно дешевле, чем перевозки в полупустом грузовике (но в то же время дороже, чем FTL-доставка), тарификация транспортных компаний далека от идеала и зависит от количества паллет в заказе. Дело в том, что перевозчикам выгодно собрать в один заказ как можно больше компаний с небольшими грузами. Так плата за одну паллету будет максимально высокой, как и утилизация транспорта.

Из-за того, что при сборной доставке товар проходит множество точек (склад консолидации, региональный склад, распределительные центры), заметно увеличивается lead time – время между отправкой груза и прибытием к заказчику. А частые погрузки и разгрузки повышают вероятность повредить хрупкий товар.

Более того, в некоторых случаях сложно предсказать сроки поставки, так как товар может долгое время пролежать на складе транспортной компании в ожидании консолидации, за которую отвечает транспортная компания. Сколько поставщикам придется ждать, пока закончится консолидация – неизвестно, а для скоропортящихся товаров подобное ожидание недопустимо.

Догруз


Механика догруза схожа со сборной доставкой, но исключает склад консолидации. В этом случае транспортная компания собирает грузы со складов поставщиков в один автомобиль и отвозит в пункт назначения. Еще одно отличие в том, что поставщики-участники заключают с перевозчиком один договор на все грузы (при сборной доставке транспортная компания заключает с каждым производителем отдельный контракт).

При этом компаниям приходится самостоятельно искать других поставщиков и перевозчика, которые готовы принять участие в совместной перевозке. Если речь идет о регулярных поставках, такая договоренность поможет наладить перевозки на некоторое время вперед.

Подобная схема может негативно повлиять на lead time. Задержка на первом отрезке пути будет означать, что машина опоздает и на остальные склады. В итоге страдает своевременность доставки, а весь процесс становится более непредсказуемым.

Иными словами, догруз удобен для тех, кто работает с проверенными партнерами на проверенных направлениях и не может позволить себе ждать, пока склад консолидации получит достаточно товара для сборной доставки.

Пулинг


Пулинг во многом схож со сборной доставкой, но за счет некоторых нюансов он помогает компаниям сократить как lead time, так и затраты на перевозки.

Основа пулинга – онлайн-платформа с расписанием рейсов транспортной компании. Компании, которые доставляют продукцию одной и той же розничной сети, выбирают направления и «бронируют» места в транспорте. Если транспортная компания получает заказов на 25 паллет и больше, поставщики получают возможность отправить грузы по сниженному пулинг-тарифу, одинаковому для всех участников. В обратном случае действует обычный тариф на сборную доставку.

Таким образом пулинг решает главную проблему сборных доставок: перевозка одной паллеты обойдется всем участникам в одинаковую сумму, независимо от того, сколько товара везет каждый из них. Иными словами, наибольшую выгоду (по сравнению со сборными доставками) пулинг дает компаниям, которые доставляют в регионы 5 или меньше паллет.

Сотрудничать в рамках одного проекта могут только поставщики, работающие с одной и той же розничной сетью. Именно благодаря этому сокращается lead time за счет менее сложного маршрута: транспортная компания консолидирует заказы у себя на складе и везет напрямую в РЦ розничной сети без «пересадки» на региональном складе. Помимо этого, розничная сеть получает грузы в один день, а поставщики товара получают четкий график перевозок.

Дополнительную выгоду такой подход представляет для производителей алкогольной продукции, для которых процесс приемки несколько сложнее. Согласно российскому законодательству, если груз не приняли, его нужно вернуть на склад производителя на том же транспорте, на котором он прибыл. В этом случае пулинг удобен тем, груз едет напрямую в РЦ торговой сети, и если с приемкой возникают проблемы, вернуть его будет проще, чем при сборной доставке или догрузе.

При этом пулинг приносит пользу не только поставщикам, но также перевозчикам и розничным сетям. Подробнее об этом мы писали в статье об оптимизации затрат на логистику.

О том, как крупным игрокам российского FMCG-рынка удается при помощи пулинга сокращать расходы на перевозки на 20%, читайте в кейсе.

Сборные доставки и догруз – надежные и проверенные решения для российской логистики. Пулинг тем временем только набирает популярность, однако результаты первых экспериментов показывают, что это наиболее эффективный и выгодный вариант для сборных перевозок для сектора FMCG. Познакомиться с пулингом ближе можно здесь.
Какими решениями пользуется ваша компания? Поделитесь опытом в комментариях. Также рекомендуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы следить за актуальными полезными материалами о современной логистике и грузоперевозках.

Связаться с нами