Artlogics.ru Блог

Автоматизация транспортной логистики

Публикации
Автоматизация транспортной логистики движется достаточно быстро. В Германии уже тестируют беспилотные грузовики, а «КамАЗ» планирует запустить их в работу на российских дорогах уже в ближайшем будущем.

Однако в логистике автоматизация – это не только футуристические технологии. Ведь уже сейчас существуют программные решения, которые существенно оптимизируют работу с перевозками, облегчают жизнь сотрудникам и помогают экономить.

В этой статье мы расскажем о том, зачем нужна автоматизация транспортной логистики и какие выгоды она приносит компании.

В чем заключается автоматизации транспортной логистики?


Чаще всего для автоматизации транспортной логистики применяется комплексное решение – например, система управления перевозками (TMS). Она интегрируется с ERP-системой компании и помогает автоматизировать процессы в двух направлениях:

  • спланировать перевозку;
  • отследить факт доставки.

Рассмотрим, какие логистические процессы лучше всего «поддаются» автоматизации.

Планирование перевозки


Когда в компанию поступают заказы, задача логиста – правильно их обрабатывать и распределять, а также выбрать транспортную компанию с подходящим автопарком. Факторов здесь несколько: география, время доставки, специфические условия транспортировки (например, для медикаментов или опасных грузов). Этот функционал зачастую есть в TMS.

Прогнозирование объёма и веса заказа, который склад соберет только на следующий день, помогает логисту заказать транспорт и оптимизировать затраты на доставку. В заказе, который поступает в TMS, содержится информация об артикулах и количестве единиц каждого артикула. TMS поможет рассчитать общий объем и вес груза в машине, а также учтет требования клиента по высоте сборке товара и иным специфическим условиям. Кроме того, TMS подскажет логисту, какие заказы логичнее объединить в один автомобиль, а какие (из-за их специфических свойств или температурных режимов) нельзя возить вместе.

Если применить автоматизацию, рассчитывая схему загрузки транспорта, можно повысить уровень утилизации транспорта и защититься как от штрафов за превышение общего разрешенного веса груза, так и от перегруза на одну из осей автомобиля. Наибольшая весовая нагрузка приходится на вторую или третью оси автопоезда, где чаще всего и возникает перевес, который грозит юридическим лицам штрафом в 500 тысяч рублей. Этот штраф получит не только перевозчик, но и грузоотправитель.

На этапе заказа транспорта автоматизация транспортной логистики позволяет:

  • заказать пропуск на водителя, которого транспортная компания указала в системе;
  • заранее подготовить документы с уже указанными данными водителей;
  • подготовить товар к загрузке в нужной последовательности – так после прибытия автомобиля его останется только загрузить.

Автоматизацией транспортной логистики занимаются не только поставщики, но и перевозчики. Многие транспортные компании продолжают писать водителям SMS с деталями заказа, а некоторые отправляют водителей в рейсы со специальными терминалами или приложением для мобильного телефона, которые помогают:

  • двигаться по оптимальному маршруту доставки, который корректируется в зависимости от загруженности дорог и изменения деталей заказов;
  • в реальном времени информировать диспетчера о прохождении точки маршрута, времени прибытия на точку, а также отправлять фотографии бракованного товара и фотографии товаросопроводительных документов, которые автоматически попадают в историю перевозки.

TMS система может информировать ваших грузополучателей о плановом времени доставки товара и том, что их заказ уже в пути, при этом указывая данные водителя и авто, которые привезут ему товар. Новейшие решения (например от компании Oracle) поддерживают самообучение и выстраивают маршруты с учетом разных параметров: скорость машины, продолжительность остановок, времени нахождения на загрузке, образующиеся при сборке товара пустоты.

Отслеживание результата


Когда перевозка завершается, логисту предстоит довольного много бумажной работы. TMS позволяет автоматизировать некоторые процессы: например, возврат документов, составление и получение счетов и так далее.

Не стоит забывать и про отслеживание перевозки на карте со стороны диспетчера. Самый простой способ – получить данные о местоположении его SIM-карты: существуют специальные модули для TMS, которые обмениваются информацией с агрегаторами данных от операторов без установки дополнительного ПО на телефон водителя. Водителю только требуется дать согласие, отправив «Да» в ответном сообщении.

В то же время этот метод не отличается высокой точностью. Чтобы отследить больше деталей перевозки, нужно установить специальное оборудование в автомобиль или специальное приложение в смартфон водителя.

Также автоматизация отлично подходит для аналитики. Собрав данные о нескольких перевозках, логист может оценить, что компания делает правильно, а что можно улучшить.

Например: статистика показывает, что чаще всего компания пользуется услугами перевозчика с самыми низкими тарифами. В то же время своевременность доставки (on-time delivery) у этой транспортной компании находится на уровне 80% – то есть, каждый пятый груз приходит с опозданием. В перспективе это может негативно отразиться на финансовых показателях компании, так как снижение прибыли опередит экономию.

Какие выгоды приносит автоматизация транспортной логистики?


В первую очередь автоматизация позволяет избавиться от ошибок, вызванных человеческим фактором. Информация о перевозках хранится в TMS: контакты ответственных лиц, данные о топливных надбавках и так далее. Человеческие ошибки нередко увеличивают расходы на транспортировку. Например, ошибка в тарифной классификации груза может привести к тому, что за перевозку придется заплатить дважды.

Автоматизация транспортной логистики дает возможность более гибко управлять расходами и, как следствие, сокращать затраты на логистику. Отслеживание тарифов транспортных компаний в реальном времени позволяет опираться в расчетах не на теоретические предположения, а на актуальные данные. Более того, некоторые TMS выбирают наиболее выгодного перевозчика автоматически.

Функционал TMS поможет улучшить качество customer service. Благодаря автоматическому отслеживанию груза, учету страховки и расчету тарифа, клиенты всегда в курсе, во сколько обойдется перевозка и когда груз прибудет в место назначения. Расходы на систему в перспективе окажутся гораздо ниже, чем убытки от недовольного клиента.

Наконец, TMS позволяет хранить все данные о перевозках в одном месте. Так проще следить за логистическими процессами, анализировать под разными углами данные из различных источников, вовремя выявлять ошибки и делать выводы.

Стоит понимать, что полная автоматизация транспортной логистики практически невозможна, человеческий вклад все равно нужен. Даже самые сложные и прогрессивные TMS приносят заметный результат только на основе качественной статистики, собрать которую под силу только человеку.

Более того: не существует универсальных TMS, которые принесут пользу любой компании. Для каждого сектора существует своя специфика, поэтому любое программное решение нужно оптимизировать под его нужды – например, первый этап внедрения облачной TMS Artlogic заключается как раз в этом.

Развита ли автоматизация транспортной логистики в вашей компании? Какие решения вы используете? Поделитесь в комментариях и подпишитесь на наш блог, чтобы первыми узнавать о новых статьях.

Связаться с нами